Сычуаньский соус из детства
В 90-х годах прошлого столетия Россия была молодой и голодной страной с множеством нерешённых проблем, и до «великой державы» ей было ещё ой как далеко. Тогдашний президент Борис Ельцин (на удивление миллениалов предшественник нынешнего) смотрел на своих «западных партнёров» абсолютно иначе и был готов сотрудничать хоть с европейскими, хоть с американскими коллегами.
Мои родители, врачи, были вынуждены перебиваться собственным хозяйством (мы держали свиней и куриц, плюс огород) и заниматься натуральным обменом. Например, какие-то невероятные количества сыра с местного молокозавода или сотни куриных яиц, выданные в качестве зарплаты, менять на крупы, чай и сладости (которые другие люди получали на своих рабочих местах).
Зарплата в «деревянных» рублях в то время была настоящим праздником — как помню, с бюджетниками расплачивались сразу за полгода перед новым годом, и мы всей толпой ехали в столицу республики, чтоб затарить полную машину продуктами на праздники и всякой не очень нужной фигнёй, потому что держать быстро обесценивающиеся рублики смысла никакого не было.
В какой-то момент страна не могла прокормить себя, и в нашем райцентре бюджетникам несколько раз раздавали гуманитарную помощь из США. Предназначалась гуманитарка, как я полагаю, бедствующим странам и распределялась на усмотрение местных властей. Видимо, объёмы поставок были довольно крупными, иначе объяснить пусть и эпизодическое, но всё же появление гуманитарной помощи в Мухоршибирском районе Бурятии, да ещё и в руках простых смертных, я не могу.
То, что выдавали моим родителям, состояло из продуктов питания. Причём, если мне не изменяет память, не только американского производства, но по большей части всё-таки из США. Помню большие жестяные канистры с растительным маслом (которое не воняло как нерафинированное постсоветское), какие-то крупы и консервы, и многое другое. Нас, детишек, конечно же больше всего интересовали сладости, а их было много: помню жвачку «Стиморол», кукурузные хлопья (сухие завтраки), пудинги, какие-то сильногазированные напитки (то ли «Пепси», то ли «Кока Кола»), и наверное что-то ещё, чего уже не помню.
Могу поклясться, тогдашние языки детей были не то что нынешние. Банальный, казалось бы, «Стиморол» (как помню, в качественной красивой упаковке с американским флагом) жёг непривыкшие вкусовые рецепторы так, что сначала хотелось эту жвачку выплюнуть. То же самое с газированными напитками — мы привыкли к сладким и не слишком шипучим лимонадам, а тут пузырьки чуть ли не щипают во рту и высвобождающимся газом в нос бьют...
Но остались только приятные воспоминания. Все эти продукты или их аналоги, хоть и не американского производства, в наше сытое время можно купить и поесть в любой момент. Только, увы, того восприятия и чувствительности уже не вернуть.
Единственное, что я не могу найти в интернете, хоть малейших следов — это острый соевый соус Black Bull (могу ошибаться в названии).
Тёмно-серая или чёрная стеклянная бутылка с дозатором под крышкой, который позволял выделять себе на тарелку буквально каплю драгоценного соуса. На этикетке, если память не изменяет, был изображён бык. Вот насчёт быка и названия у меня потому и сомнения, что существует общеизвестный австрийский бренд Red Bull, а ведь я помню ещё и забытую пивную марку от другого производителя с набором «вкусов» Red Bull, Black Bull, Silver Bull...
Тот соус был божественным. Наше национальное блюдо, буузы, которое в наши дни любят кушать то с горчичкой, то с салатом из острой моркови, то с каким-нибудь кимчи, заходило под американский соус идеально. Неокрепшие вкусовые сосочки выдавали просто фейерверк ощущений! Наверное, по нынешним меркам тот соус был не таким уж и острым, но тогда одна капля на сто граммов мяса и теста заставляла дышать огнём.
По консистенции, как помню, соус был гуще, чем соевый соус, который подают к суши. Меня удивлял его чёрный цвет, ведь о сое и продуктах из неё мы тогда ничего не знали. Почему сегодня острых соевых соусов не отыщешь в магазинах, для меня загадка. Напишите мне комментарий, если знаете что-то подобное.